«Декалог» — цикл из десяти телевизионных фильмов польского режиссёра Кшиштофа Кеслёвского, снятый в 1989 году. Фильмы не являются буквальной иллюстрацией десяти библейских заповедей. Более того, не каждый фильм возможно однозначно соотнести только с какой-либо одной заповедью. Ни в титрах, ни в тексте фильмов нет упоминаний или отсылок к конкретным заповедям, а попытки сделать это остаются не более чем частными, притом разными, мнениями киноведов.
Кшиштоф Кеслёвский объяснял замысел цикла в книге «О себе»: «Декалог» — это попытка рассказать десять историй, которые могли случиться с каждым. Это истории о людях, захваченных жизненной суетой, но в результате неожиданного стечения обстоятельств обнаруживающих, что они топчутся на одном месте, забывая про действительно важные цели. Мы стали слишком эгоистичны, чересчур сосредоточенными на себе и своих потребностях. Мы вроде бы много делаем для своих близких, но когда наступает вечер, оказывается, что у нас уже нет ни сил, ни времени, чтобы их обнять ли приласкать, сказать им что-то хорошее. У нас не хватает на это жизненной энергии. Мы уже не способны выразить свои настоящие чувства. А жизнь проходит.
Содержание серий:
Декалог №1: «Не сотвори себе кумира». Профессор университета доверяет непогрешимости компьютера, и обучает своего сына работать на нем. Стремясь испытать новую пару коньков, профессор с сыном консультируются с компьютером, чтобы вычислить безопасность толщины льда на соседнем водоеме. Неожиданное таяние приводит к непредвиденным и трагическим последствиям.
Декалог №2: «Не поминай имени Господа всуе». Дороти посещает умирающего в больнице мужа. Она беременна от другого. Дороти спрашивает у врача будет ли жить ее муж — если да, то необходимо делать аборт, нет — ребенок будет жить. Предсказывая судьбу мужа, доктор решает судьбу будущего ребенка.
Декалог №3: «Чти субботний день». Кристмас Ив вынужден покинуть семью, по требованию бывшей любовницы, разъезжая с ней по улицам Варшавы до 7 утра.
Декалог №4: «Чти своих отца и мать». Анка обнаруживает запечатанный конверт в комнате отца (Михаила), который помечен надписью «Не открывать до моей смерти». Внутри оказалось письмо от покойной матери, которая рассказывает, что Михаил — не настоящий отец Анки. С этим открытием резко меняются взаимоотношения отца и дочери.
Декалог №5: «Не убий». Яцек, молодой человек разочаровавшийся в жизни, жестоко убивает таксиста. После ареста ему назначают молодого адвоката для защиты. После судебного разбирательства, Яцек призван виновным и приговорен к смертной казни через повешение. Можно ли от имени суда казнить?
Декалог №6: «Не прелюбодействуй». Томек, молодой почтовый работник, безумно влюблен в Магду, которая живет в другом крыле его дома. Он шпионит за ней через телескоп. Томек берется работать молочником, чтобы просто услышать, как она спрашивает: «Кто там?», — через дверь. Навязчивая идея оказывается опасной для обоих.
Декалог №7: «Не укради». Ева уверяет шестилетнюю Аню, что Майка (дочь Евы) — сестра Ани, в то время, как она является ее матерью. Уставшая от постоянной лжи, Майка похищает Аню.
Декалог №8: «Не лжесвидетельствуй». Элизабет, исследуя судьбу еврейских военных оставшихся в живых, приезжает из Нью-Йорка для посещения лекций об этике в Университете Варшавы. Элизабет представляется еврейской девушкой…
Декалог №9: «Не возжелай жены ближнего своего». Роман следит за своей бывшей женой, которая встречается с Мариушем. Одержимый ревностью Роман переходит к решительным мерам…
Декалог №10: «Не возжелай добра соседа своего». В этой черной комедии, два нищих брата, Ежи и Артур, неожиданно получают небольшое наследство от своего отца.